Какие данные об условиях труда на рабочих местах вписывать в трудовые договоры с работниками, если в организации не проводились ни АРМ ни СОУТ? 

До проведения специальной оценки условий труда организация может указать в трудовом договоре с работником общие характеристики рабочего места. Отсутствие в трудовом договоре общих положений об условиях труда на рабочем месте может быть признано нарушением норм трудового законодательства.

Дополнить трудовые договоры положениями о конкретных характеристиках условий труда организация, в которой не проводилась аттестация рабочих мест, должна после проведения специальной оценки условий труда.

ОБОСНОВАНИЕ:
Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"» ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ с 1 января 2014 г. дополнена абз. 9, предусматривающим, что обязательным для включения в трудовой договор является положение об условиях труда на рабочем месте.
С 1 января 2014 г. также вступили в силу отдельные положения Закона № 426-ФЗ, согласно которому по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда (ч. 1 ст. 14 Закона № 426-ФЗ).


Однако из рассматриваемой ситуации следует, что специальная оценка условий труда в организации не проводилась.

Заметим, что, если до 1 января 2014 г. в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев проведения внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Однако в рассматриваемом случае аттестация рабочих мест также не проводилась.
Вместе с этим в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г. (ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).
За непроведение организацией спецоценки предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
По мнению Минтруда России, изложенному в Письме от 14.07.2016 г. № 15-1/ООГ-2516, если работник принимается на рабочее место, на котором оценка условий труда ранее не проводилась, то в трудовом договоре могут быть указаны общие характеристики рабочего места (описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним). По завершении специальной оценки условий труда трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями (класс (подкласс) условий труда, полагающиеся гарантии и компенсации).
Отсутствие в трудовом договоре с работником общих положений об условиях труда на рабочем месте может быть признано нарушением норм трудового законодательства (Апелляционное определение Московского городского суда от 20.05.2016 г. по делу № 33-19136/2016). За такое нарушение организация может быть привлечена к ответственности по ч. 4 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
С учетом изложенного считаем, что до проведения специальной оценки условий труда организация может указать в трудовом договоре с работником общие характеристики рабочего места. Отсутствие в трудовом договоре положений об условиях труда на рабочем месте может быть признано нарушением норм трудового законодательства. Дополнить трудовые договоры положениями о конкретных характеристиках условий труда организация, в которой не проводилась аттестация рабочих мест, должна после проведения специальной оценки условий труда.

Подготовлено на основе материала
Д.И. Шофмана
ООО «ФондИнфо»

Источник публикации: CПС КонсультантПлюс,
электронный ресурс: www.consultant.ru.

Требуется ли проведение аттестации работников субподрядных организаций, где они уже имеют аттестацию в подрядной организации? 

Да, требуется в случае, если указанные субподрядные организации являются работодателями для своих работников, поскольку согласно пп. 1, 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н, требования указанного Порядка распространяются на работодателей – юридических и физических лиц (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и аттестации подлежат все рабочие места работодателя.

Мы готовимся к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Подскажите, как следует оформлять результаты АРМ? 

По новому Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. призом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н, результаты АРМ оформляются в виде отчета об аттестации, содержащего:
• приказ о создании аттестационной комиссии и утверждении графика проведения работ по аттестации;
• перечень рабочих мест, подлежащих аттестации по условиям труда;
• карты аттестации рабочего места по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением 2 к Порядку, оформленные в соответствии с Рекомендациями по заполнению карты аттестации рабочего места по условиям труда согласно приложению 3 к Порядку, с протоколами измерений и оценок;
• сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, образец которой предусмотрен приложением 6 к Порядку;
• сводная таблица классов условий труда, установленных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсаций, которые необходимо в этой связи устанавливать работникам, образец которой предусмотрен приложением 7 к Порядку;
• план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, образец которого предусмотрен приложением 8 к Порядку;
• протокол заседания аттестационной комиссии по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда (итоговый), образец которого предусмотрен приложением  9 к Порядку;
• сведения об аттестующей организации, с приложением копии документов на право проведения измерений и оценок аттестующей организацией (аттестат аккредитации с приложением, устанавливающим область аккредитации испытательной лаборатории; копии уведомления о включении в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги по аттестации);
• протоколы заседаний аттестационной комиссии;
• заключение(я) по итогам государственной экспертизы условий труда (при наличии);
• предписание(я) должностных лиц о выявленных нарушениях Порядка (при наличии).

Какие проблемы могут возникнуть у них в процессе работы в связи с введением в действие нового Порядка АРМ? 

В ходе создания перечня рабочих мест, подлежащих аттестации, больше всего вопросов возникает при определении аналогичности рабочих мест.
В качестве аналогичных рабочих мест могут рассматриваться рабочие места, которые характеризуются совокупностью следующих признаков:
• на них заняты работники профессий или должностей одного наименования;
• указанные работники выполняют одни и те же профессиональные обязанности при ведении однотипного технологического процесса и одинаковом режиме работы;
• используется однотипное производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье;
• работа ведется в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе;
• используются однотипные системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
• объекты (производственное оборудование, транспортные средства и т. п.) на рабочем месте как правило, расположены одинаково;
• имеется одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени. Приведем пример выделения аналогичных рабочих мест в структуре организации.

Чем повторная аттестация рабочих мест (по старому Порядку) отличается от внеплановой аттестации (по новому Порядку)? 

В Порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (далее – Порядок № 342н), исключено понятие “повторная аттестация рабочих мест по условиям труда (переаттестация)”, вместо которого введено более широкое понятие “внеплановая аттестация”. При этом Порядком № 342н предусмотрен расширенный перечень оснований для проведения внеплановой аттестации, в который добавлен пункт “выполнение мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда”. В отдельный пункт выделено такое основание для проведения внеплановой аттестации, как “изменение средств коллективной защиты”.

Отныне в случае, если в офисном помещении типа “open space” произведена плановая замена системы кондиционирования или же внесены изменения в конструкцию системы приточно-вытяжной вентиляции, аттестацию на расположенных в таком помещении рабочих местах необходимо будет провести повторно.

Поэтому перед проведением аттестации рабочих мест (далее – АРМ) работодателю необходимо предварительно комплексно проанализировать состояние средств коллективной защиты на своем предприятии с тем, чтобы в будущем избежать затрат на внеплановую аттестацию. Все эти процедуры можно провести в рамках производственного контроля.

Указанные нормы введены для того, чтобы стимулировать экономическую заинтересованность работодателя в модернизации производства и улучшении условий труда.

Как осуществляется аттестация работников таких специальностей, как электрогазосварщик или электромонтер? 

Нестационарные рабочие места − это рабочие места с территориально меняющимися рабочими зонами. В этом случае работник имеет не фиксированное рабочее место, а лишь очерченное пространство. За ним закрепляется только постоянное место явки – специальное помещение или контора, где ведется учет прибытия и ухода работника, а также контролируется его исполнительность. К таким рабочим местам относятся, например, рабочие места слесарей-сантехников, электриков, строительных рабочих и т. п.

Максимальное количество рабочих зон для рабочего места определяется временем пребывания работника в рабочей зоне. Рабочие зоны, в которых работник проводит менее 5% своего рабочего времени учитывать в ряде случаев нецелесообразно, за исключением тех зон, где имеются очевидно высокие уровни производственных факторов, создаваемых оборудованием, используемыми сырьем и материалами. Если рабочие зоны представляют собой однотипные помещения с однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, освещения и однотипным оборудованием, то их можно объединить в одну рабочую зону, при этом пропорционально увеличив время пребывания в ней.

Проведению измерений должен предшествовать анализ выделенных рабочих зон и возможных характерных работ, осуществляемых в этих зонах. При проведении такого анализа следует, в первую очередь, обращать внимание на выраженность наиболее характерных факторов производственной среды на том или ином участке рабочей зоны. Время пребывания в каждой из зон может быть определено в процентом соотношении на основании анализа фактической работы в них в течение месяца, квартала, года − чем более нестационарный характер носит работа, тем больший период времени необходимо выбирать для получения наиболее точных результатов анализа.

Какие органы могут наложить санкции за непроведение на производстве аттестации рабочих мест и какие это могут быть санкции? 

Санкции за нарушение законодательства об охране труда, включая санкции за отсутствие на производстве аттестации рабочих мест, может налагать на виновное лицо только суд, и в связи с этим отметим, что за нарушение законодательства об охране труда предусмотрена административная и уголовная ответственность. Так, в соответствии со ст. 5.72 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет:
наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 5 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предприни мательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1 до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц – от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.

Необходимо ли проведение аттестации рабочих мест в случае, если предприятие арендует производственное помещение? 

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н (далее – Порядок № 342н), в рассматриваемом случае необходимо, поскольку в соответствии с п. 1 Порядка № 342н его требования распространяются на работодателей – юридических и физических лиц (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. В соответствии с п. 4 Порядка № 342н аттестации подлежат все рабочие места работодателя, включая расположенные в арендованных помещениях.

Сейчас очень много говорится об аттестации рабочих мест. А что вообще дает проведение АРМ, какая от нее польза? 

Что дает проведение АРМ?
1. Работнику
После аттестации работник получает уверенность в безопасности своего рабочего места и условий труда или в противном случае может рассчитывать на компенсацию от воздействия вредных факторов (дополнительные перерывы и отпуска, повышенная оплата труда, профилактическое питание, льготные пенсии и т. д.). Ведь никаким иным способом, кроме проведения АРМ, нельзя доказать наличие на конкретном рабочем месте вредных производственных факторов.

2. Работодателю
Во-первых, результаты АРМ дают работодателю возможность избежать:
административной ответственности при проверках Государственной инспекции труда, Роспотребнадзора, Ростехнадзора и прокуратуры;
уголовной ответственности при расследовании несчастных случаев на производстве, потому что при проведении расследования обстоятельств несчастного случая с помощью карт аттестации рабочих мест работодатель сможет доказать, что сделал все необходимое для обеспечения безопасных условий труда.
Во-вторых, помогут в оформлении разрешений на хозяйственную деятельность: в обязательные условия на получение лицензии на некоторые виды деятельности (например, на морском и водном транспорте) включено требование о наличии в организации сертифицированной системы менеджмента качества, а чтобы сертифицировать систему, необходимы документы по результатам АРМ.

В-третьих, уменьшают риск трудовых споров, значительно снижают количество жалоб на плохие условия труда в контрольные и надзорные органы и тем самым помогают избежать обязательных дополнительных проверок.

Каких сотрудников организации можно включать в состав комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда? 

В состав комиссии по аттестации рабочих мест по условиям труда входят представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, представители аттестующей организации. Возглавляет аттестационную комиссию представитель работодателя.

При этом в качестве представителей работодателя могут выступать:
руководители структурных подразделений организации;
юристы;
специалисты по охране труда;
специалисты по труду и заработной плате;
главные специалисты организации;
медицинские работники;
иные работники.

На нашем предприятии проведена аттестация рабочих мест по условиям труда. Надо ли нам теперь проводить сертификацию работ по охране труда и с какой целью? 

В ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации среди обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда говорится и о “проведении аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда”.

Раньше существовали две системы сертификации в области охраны труда: обязательная и добровольная.

Создание обязательной Системы сертификации работ по охране труда (далее – ССОТ) определялось постановлением Минтруда России от 24.04.2002 № 28 “О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях”. Однако в связи с упразднением Министерства труда в 2004 г. система обязательной сертификации не была перерегистрирована на Минздравсоцразвития России или другую структуру. Некоторое время в качестве центрального органа ССОТ было обозначено ГУ “ВЦОТ” (в настоящее время – ФГУ “ВНИИ ОиЭТ”).

Позднее, приказом Минздравсоцразвития России от 01.09.2010 № 779н упомянутое ранее постановление Минтруда России от 24.04.2002 № 28 и постановление Минтруда России от 10.12.2002 № 77 “Об утверждении Правил аккредитации органов по сертификации и Правил аккредитации испытательных лабораторий” признаны утратившими силу.

Также приказом Минздравсоцразвития России от 01.09.2010 № 780 были отменены приказы Минтруда России от 20.03.2003 № 56 и от 26.04.2004 № 126 “О Центральном органе Системы сертификации работ по охране труда в организациях”. Таким образом, можно сказать, что Система сертификации работ по охране труда не является легитимной, следовательно, не может быть обязательной.

Что касается добровольной сертификации, то Национальной ассоциацией центров охраны труда создана и зарегистрирована Система добровольной сертификации организаций, специалистов, продукции и технологических процессов в области охраны труда (далее – СДСОТ), которая является наиболее распространенной из добровольных систем сертификации.

Сертификация в СДСОТ проводится органами по сертификации, экспертными центрами и испытательными лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на право проведения данных работ.

Этапы сертификации:
1) подача заявки на проведение сертификации;
2) проверка и оценка соответствия организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям;
3) анализ результатов (по результатам проверки составляется акт, в котором комиссия органа по сертификации дает рекомендации о возможности выдачи (отказе в выдаче) сертификата соответствия);
4) выдача сертификата соответствия сроком на 3 года при условии положительного решения по результатам проверки.

Не реже 1 раза в год орган по сертификации проводит инспекционный контроль предприятия в течение срока действия сертификата.

Пройдя процедуру сертификации, предприятие получает сертификат соответствия деятельности работодателя по обеспечению требований охраны труда, тем самым гарантирует безопасные условия на рабочих местах и подтверждает выполнение требований трудового законодательства в части охраны труда. Наличие сертификата соответствия обеспечивает наиболее устойчивое положение организации (предприятия) при участии в торгах, запросах котировок, при осуществлении торговых операций с зарубежными партнерами.

Какие сведения необходимо внести в трудовой договор после проведения специальной оценки условий труда? 

Согласно ст. 212 ТК РФ – работодатель обязан обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

Согласно ст. 57 ТК РФ – обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

условия труда на рабочем месте;
гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
В ТК РФ нет конкретного подробного перечня всех составляющих характеристики условий труда, которые должны быть указаны в трудовом договоре.

Как часто необходимо обновлять инструкции по охране труда? 

Пересмотр инструкций по охране труда работодатель должен осуществлять не реже одного раза в пять лет. В исключительных случаях инструкции по охране труда могут быть пересмотрены досрочно. К таким случаям, в частности, относят:

Пересмотр межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда.
Изменение условий труда работников.
Внедрение новой техники и технологии.
Расследование аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которого стало очевидно, что действующей на предприятии инструкции по охране труда недостаточно для полного и всестороннего обеспечения охраны труда работников.

Требование представителей органов по труду субъектов Российской Федерации или органов федеральной инспекции труда о пересмотре действующей инструкции по охране труда.

Если в течение срока действия инструкции по охране труда условия труда работников не изменились, то действие инструкции по охране труда продлевается на следующий срок.

Каким работникам надо проходить обучение по охране труда? 

В соответствии с трудовым законодательством все работники (без исключения), в том числе руководители организаций, а также работодатели — индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда.

Кто должен проходить обучение по охране труда в организации? 

Обучению по охране труда и проверке знаний требований в области охраны труда подлежат абсолютно все работники организации, занятые производственной деятельностью, в том числе ее руководитель, а так же сотрудники, осуществляющие деятельность по договору подряда.

Для проведения проверки знаний требований охраны труда работников в организациях приказом (распоряжением) работодателя (руководителя) создается комиссия по проверке знаний требований охраны труда в составе не менее трех человек, прошедших соответствующее обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в установленном порядке. В состав комиссий по проверке знаний требований охраны труда организаций включаются руководители организаций и их структурных подразделений, специалисты служб охраны труда, главные специалисты (главный инженер, технолог, механик, энергетик и т. д.). В работе комиссии могут принимать участие представители выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников данной организации, в том числе уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов.

Комиссия по проверке знаний требований охраны труда состоит из председателя, заместителя (заместителей) председателя, секретаря и членов комиссии.  
Отправить нам сообщение
Отменить